Новые объявления | Добавить объявление Добавить объявление | Новости
Избранное Избранное: (0) Вход | Регистрация
На главную страницу сайта


Бункер-перегрузчик: Технология быстрой уборки


Кризис вынуждает предприятия в разных сферах экономики оптимизировать производственный процесс, искать возможности для сокращения издержек. Это актуально также для сельского хозяйства, которое в России переживает не лучшие времена.
Можно ли снизить затраты на покупку техники, увеличив рентабельность сельхозпроизводства? Да. Благодаря бункеру-перегрузчику, американские и канадские аграрии уже давно сократили парк комбайнов на 1/3 и свели потери практически к нулю.

Сельхозтехника – непозволительная роскошь?

Специалисты «Ростсельмаш» подсчитали, что 70% всех комбайнов в нашей стране сильно изношены, а количество техники на 1000 га пашни сократилось в 6 с лишним раз с уровня СССР, с 6,6 единиц до 1,1.
Данные Росстата чуть более обнадёживающие: 3 комбайна на 1000 га, но такой показатель всё равно не выдерживает сравнения с развитыми странами.
Даже при лучшем раскладе на изменение этих цифр уйдёт не один год. Вот только ни жатва, ни посевная ждать не будут.
В процессах сева и уборки зерновых есть 2 принципиальных момента, от которых зависит будущая прибыль: уложиться в крайне сжатые сроки и свести потери в результате самоосыпания зерна к минимуму. Невыполнимая задача в условиях, когда комбайнов и автотранспорта явно не хватает, а те, что есть, морально и физически устарели.
Казалось бы, выход простой – купить новую технику, ведь именно от неё во многом зависит успех уборочной или посевной компании. Однако для большинства российских агропредприятий перевооружение не по карману, особенно во время кризиса. Это подтверждает президент «Росагромаш» Константин Бабкин.
«Волнуют, конечно, кредитные ставки. Политика Центробанка непонятна. Высокая ключевая ставка подрывает конкурентоспособность. Предприятиям предлагают деньги под 25%. Это за гранью рентабельности», - пояснил он ещё на предкризисном совещании в правительстве. Сейчас, при спаде экономики, ситуация только осложнилась.

Проблема: транспортировка зерна

Гендиректор ООО «Лилиани» Армен Налбандян согласен с недоступностью комбайнов для большинства крестьян. Однако он считает, что вместо того, чтобы сидеть и ждать от государства дешёвых кредитов, разумнее заставить имеющуюся технику работать на пределе возможностей.

«Как гласит народная мудрость, «нет худа без добра». Существенное удорожание ресурсов – как товарных, так и финансовых – заставили предприятия, в том числе аграрные, крепко задуматься об эффективности их использования. Ведь цель любого бизнеса - не выживание за счёт экономии в условиях кризиса, а высокая операционная рентабельность и устойчивое развитие», - рассказывает эксперт.
А. Налбандян объясняет, что оптимизация производства кроется в решении насущной для аграриев по всему миру логистической проблемы: как синхронизировать работу комбайнов и автомашин, которые вывозят с поля собранный урожай.
При «традиционном» способе комбайн выгружает собранное зерно в грузовики. В этот момент техника вынуждена стоять на месте, урожай не убирается.
Однако простаивают не только комбайны, но и грузовики, вынужденные ждать полной загрузки с нескольких комбайнов. На данном этапе теряется 40-50% рабочего времени. Плюс не всегда порожние автомашины успевают оперативно отвезти зерно на ток и вернуться обратно.
Альтернатива грузовикам на этапе выгрузки зерна из комбайна - бункер-перегрузчик. Это прицепной агрегат, оборудованный шнековой выгрузной системой. Он служит буфером между комбайном и автомашиной и поднимает производительность комбайна на 30-40%. Грузовики тоже в выигрыше – ведь они перевозят до 2 раз больше за рабочий день.

Меньше комбайнов – больше продуктивность

Традиционно используется двухзвенная система уборки – «комбайн – автомашина». Бункер становится третьим, промежуточным звеном в этой цепочке. Он прицепляется к трактору и принимает собранный урожай прямо на ходу, поочерёдно с нескольких комбайнов. Затем подъезжает к краю поля и за несколько минут перегружает зерно в автомашину.
Звучит как лишнее звено в логистической цепочке, но хозяйства подтверждают, что так ликвидируются простои и снижаются издержки.
Поскольку комбайн не останавливается и выгружает зерно во время движения, его продуктивность становится максимальной. Практики заявляют: вместо 3-х комбайнов ту же работу могут выполнить 2 и 1 бункер-перегрузчик.
К примеру, у вас 4 комбайна. Докупив 2 бункера, вы получите эффект как от 6 зерноуборочных машин. Зато экономия составит до 25 млн. руб.!
Смелое заявление, но можно ли его подтвердить фактами?
Немецкая консалтинговая фирма Feiffer Consult (специализируется на рекомендациях по уборке урожая) подсчитала, что разгрузка при движении позволяет увеличить производительность уборки на 25%. По итогам собственных исследований ООО «Лилиани», этот показатель может доходить до 40-50%. Результаты экспериментов официально задокументированы и подтверждаются руководителями хозяйств.
Абсолютный рекорд был зафиксирован в «Елецком Агрокомплексе» – здесь бункеры-накопители повысили эффективность уборки на 80%!

Гуссейн Исмаилович, управляющий 1-го отделения ООО «Елецкий Агрокомплекс» (агрохолдинг «Доминант»):
«Первое время работники, конечно, не могут привыкнуть к новой технике, но мы будем постепенно их перестраивать. Комбайнёры и сами потихоньку оценивают преимущества: смена длится 10 часов, а с использованием перегрузчика продуктивность повышается на 2-3 часа. Мы очень точно можем это оценить, поскольку в бункере есть автоматический контроль веса. Сколько он показывает зерна, столько и собрали, споры по объёму наработки просто исключаются».

No-Till для сокращения издержек

Эффективность оптимизации полевых работ зависит от грамотной организации не только уборки, но и посевной. Для более рационального использования ресурсов, экономии времени и средств всё больше передовых хозяйств в мире переходят на технологию No-Till, или нулевую обработку.
No-Till переводится с английского как «не пахать». Это технология, при которой посев семян производится по пожнивным остаткам от предыдущей культуры, без предварительной подготовки почвы. Остатки от прошлых посевов позволяют сохранить влагу в почве и защищают от эрозии, и чем их больше, тем богаче выйдет урожай. Принципиальная задача - исключить негативное воздействие на пахотный слой. Но как этого добиться, если сеялку загружает автомашина, вынужденная заезжать на край поля для ускорения процесса?
Секрет знают в ООО «Зерно Белогорья». Это пока одно из немногих агропредприятий в России, которое сделало ставку на новые технологии. Здесь практикуют современную систему земледелия, но до 2012 г. хозяйство испытывало проблемы с техникой: простои, необходимость в наёмных бригадах. По словам руководителя, ситуация в корне изменилась с приобретением бункеров-накопителей.
Андрей Трусов, гендиректор ООО «Зерно Белогорья» (ГК «АГРОКО»):
«Мы используем технологии No-Till и Strip-Till, поэтому мы приобрели 5 бункеров-перегрузчиков «Лилиани». Они приспособлены для передвижения по полю и не портят пахотный слой. Кроме того, повысилась производительность наших комбайнов. Раньше убиралось по 35 га/сутки, а когда попробовали схему «1 накопитель на 2 комбайна», этот показатель вырос до 50-55 и даже 60 га/сутки».
Бункер-перегрузчик оборудован шинами низкого давления. В связи с этим он не переуплотняет почву, чего не скажешь об автомобиле. Плодородный слой сохраняется для будущего урожая.

Инновации на подходе

А вот в ООО «Раздолье» (Неклиновский район, Ростовская область), наоборот, долго не верили, что новые технологии работают. Говорят, здесь много лет слышали положительные отзывы о перегрузчиках, но испытать их в действии решились только в июне 2014 г. Год спустя на предприятии уже 5 бункеров-накопителей. Сотрудники отмечают, что скорость и эффективность работы поднялась в разы.

Дмитрий Вилонин, главный инженер ООО «Раздолье» (Неклиновский район Ростовской области):
«Мы взяли пару бункеров ради эксперимента, а теперь используем их почти круглый год: осенью – на посеве, летом – на уборке, весной – на подкормке озимых, она как раз сейчас идёт. И вот какие данные я могу предоставить: если раньше на штатную загрузку сеялок уходило до 1 часа, то теперь это 10-15 минут. Оперативность процесса повысилась в 4 раза».
В хозяйстве подчеркивают, что новые технологии помогли не только ускорить загрузку сеялок, но и уменьшить количество грузовиков на подвоз в 2 раза. Подробнее о том, как избежать найма автотранспорта для проведения полевых работ, мы расскажем в ближайшее время.
Автор ООО «Лилиани»
17.04.2015
Просмотров: 528