На главную страницу сайта

Государственная программа – эффективный механизм реализации новой аграрной политики

Государственная программа – эффективный механизм реализации новой аграрной политики Автор: Кошолкина Л.А. Впервые в рыночных условиях Минсельхоз России в 2007 году внедрил в практику работы правительственных органов экономический механизм эффективного использования бюджетных средств на среднесрочный период, основанный на использовании программно-целевого метода, который был реализован при подготовке Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Основные ориентиры были определены принятым 29 декабря 2006 года Федеральным Законом «О развитии сельского хозяйства», который установил цели, правовые основы и направления государственной агарной политики не только для Правительства Российской Федерации, но и для субъектов Российской Федерации. Актуальность и своевременность принятия Государственной программы определяется тем, что сельское хозяйство было и остается одной из важнейших отраслей в России. В сельском хозяйстве и пищевой промышленности производится около 8,5% валового внутреннего продукта (в том числе в сельском хозяйстве 4,4%), здесь занято 7,1 млн. человек (около 11% от численности занятых во всей экономике), сосредоточено 3,6% основных производственных фондов. Россия обладает одним из крупнейших в мире сельскохозяйственных потенциалов. На ее долю приходится 8,9% мировой пашни, 2,6% пастбищ, 20% мировых запасов пресной воды, 8,3% производства минеральных удобрений. Необходимость разработки Государственной программы определяется исключительной значимостью сельского хозяйства в обеспечении населения качественным продовольствием, промышленности – сырьем и содействии устойчивому развитию сельских территорий. Впервые Государственная программа предполагает системный подход к решению производственных, финансовых и социальных проблем в отрасли. При этом необходимо отметить, что приоритетный национальный проект "Развитие АПК", равно как и федеральные и ведомственные целевые программы, органично погружаются в государственную программу и образуют её основное ядро, а вся аграрная политика становится с 2008 года приоритетной частью социально-экономической политики государства, что создаёт предпосылки для сокращения бедности и повышения продовольственной безопасности страны. Причём, ведомственные целевые программы являются новым инструментом среднесрочного планирования текущей деятельности и создают благоприятные условия для развития отраслей и секторов экономики. Комплексные и целенаправленные меры, принятые Государственной программой, призваны обеспечить в ближайшие пять лет повышение доходности сельскохозяйственного производства, привлечение внешних частных инвестиций, создание инфраструктуры и институтов развитых рынков, что в конечном итоге должно привести к повышению физической и экономической доступности продовольствия для населения страны. Ускорителем позитивных процессов в этой сфере стал национальный проект «Развитие АПК». Его реализация продемонстрировала огромные потенциальные возможности российского сельского хозяйства, помогла стимулировать инициативу и предпринимательство в деревне. Государственную программу характеризуют прозрачность процедур и открытый доступ к информации, выработка обоснованных задач, органическая увязка с действующими программами и проектами. По мнению международных специалистов, концепция Государственной программы соответствует концепции программы сельского развития ЕС, нацеленной на сохранение села и сельского образа жизни Проблему повышения уровня жизни сельского населения и реализации потенциальных возможностей роста сельской экономики призваны решить меры по социальному развитию сельской местности. Мероприятия по обеспечению устойчивого развития сельских территорий включают в себя комплекс мер по развитию социально-инженерной инфраструктуры села, а также меры поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов. При предоставлении средств федерального бюджета для финансирования указанных мероприятий особое внимание уделено привлечению средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и частных инвесторов. Общий объем финансирования программных мероприятий по данному направлению на 2008-2012 годы составит 112,4 млрд. руб., что соответствует 20 процентам от общей суммы, выделяемой на развитие сельского хозяйства из федерального бюджета. К 2012 году средства, выделяемые из бюджета на социальное развитие села, в 5,5 раза превысят уровень 2007года. Приоритетными направлениями использования средств федерального бюджета являются мероприятия по развитию жилищного строительства и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе с использованием механизма ипотечного кредитования, а также мероприятия по развитию водоснабжения и газификации в сельской местности. На их реализацию из федерального бюджета предполагается направить 91,3 млрд. руб., что позволит обеспечить жильем 260 тыс. сельских семей и молодых специалистов, довести уровень обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой до 60%, повысить уровень газификации в сельской местности до 54%. Кроме того, в действующую ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» будут внесены корректировки по увеличению объемов финансирования мероприятий в области образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культурно-досуговой деятельности в сельской местности. В рамках Государственной программой предусмотрена поддержка компактной застройки и благоустройства сельских поселений. Это новый вид государственной поддержки, который, начиная с 2009 года, будет реализован на конкурсной основе в 220 сельских населенных пунктах. Общий объем государственной поддержки за счет средств федерального бюджета при реализации проектов комплексной застройки и благоустройства сельских поселений составит 4,8 млрд. руб. Реализация указанных проектов на основе принципов государственно-частного партнерства будет способствовать повышению уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, росту инвестиционной активности бизнес-структур и реализации социальных инициатив сельских сообществ. Одно из основных условий увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции является поддержание почвенного плодородия и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов. В Государственной программе предусмотрено финансирование из федерального бюджета мероприятий по восстановлению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, выполнение комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники. При этом значительно увеличиваются субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации: с 2008 года будет дополнительно выделено 2,0 млрд. рублей, а в 2012году субсидии на данный вид поддержки составят уже 5,4 млрд. рублей. Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на 1 гектар посевных площадей, установленной исходя из возмещения за счет средств федерального бюджета не более 30 процентов затрат на указанные цели. Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 30 процентов объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета. Решение проблемы формирования государственных информационных ресурсов в сфере сельского хозяйства и обеспечение доступа к ним органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса и населения будет достигнуто на основе развития информационно-телекоммуникационной системы агропромышленного комплекса России, автоматизированной информационной системы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, системы информации о рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая систему дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Впервые на эти цели из федерального бюджета выделяется 4,5 млрд. рублей. Развитие на федеральном и региональном уровне учебно-методических центров позволит осуществлять переподготовку специалистов для сельского хозяйства с учетом современных экологически чистых энергосберегающих высокоэффективных технологий и обеспечит оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и населению. Реализация данного мероприятия позволит на основе единых стандартов осуществлять повышение квалификации специалистов сельскохозяйственного производства, создать систему непрерывного аграрного образования. За 5 лет на данное направление из федерального бюджета будет направлено 5,1 млрд. рублей. В качестве приоритетного направления развития отраслей сельскохозяйственного производства выбрано животноводство, что обусловлено прежде всего растущим спросом на животноводческую продукцию по мере роста доходов населения. Отрасль животноводства по сравнению с растениеводством отличается более длительным производственным циклом и высокими инфраструктурными издержками. При этом на приоритетное развитие животноводства из федерального бюджета будет выделено 47,5 млрд. рублей. Государственной программой предусмотрены инвестиционные субсидированные кредиты на строительство и реконструкцию животноводческих объектов; субсидии на возмещение части затрат на содержание поголовья овец и коз, оленей, табунных мясных лошадей. Помимо производственных целей эти меры имеют важное значение для сохранения традиционных занятий народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, других регионов страны. Предполагается также рост поддержки племенного дела в животноводстве. В 2008 году на эти цели предусматривается выделение 2,7 млрд. рублей, что в 2 раза превышает уровень 2007года. В 2012 году уровень государственной поддержки по данному мероприятию будет составлять 5,1 млрд. рублей, что превышает уровень 2007 года почти в 4 раза. В государственной программе предусматривается возмещения части затрат на приобретение племенного молодняка и племенного материала сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, что будет являться важным фактором повышения продуктивности и эффективности животноводства. В растениеводстве в качестве приоритетных выбраны: поддержка элитного семеноводства, в результате которой предполагается к 2012 году довести площадь, засеваемую элитными семенами, до 15; производство рапса, увеличение посевов необходимо для обеспечения полноценными кормами животноводства и для производства биотоплива; льноводство и закладка многолетних насаждений (садов и виноградников). В основу обоснования развития производство рапса, льна, развитие виноградарства и на его основе отечественного виноделия положены целевые программы ведомства, которые впервые будут реализовываться Минсельхозом России уже в 2008 году. В Государственной программе предусмотрено начиная с 2009 года финансирование из федерального бюджета региональных программ, которые должны быть экономически значимыми для региона и не дублировать мероприятия Государственной программы. Это даёт возможность на конкурсной основе получить государственную поддержку на модернизацию основных фондов и развитие сельскохозяйственных отраслей и сельскохозяйственных предприятий в регионах. Повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей связано, в том числе, с доступностью субсидированных кредитов. При этом по оценке специалистов число финансово устойчивых сельскохозяйственных организаций в связи с использованием субсидированного кредита может ежегодно прирастать на 5-7 процентов, а прирост прибыли может составить 15 процентов на вложенные кредитные ресурсы. В Государственной программе расширены направления использования кредитов и займов, на которые распространяются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов - это строительство, реконструкция и модернизация тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте; мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции молокоприемных пунктов. При этом инвестиционные кредиты (займы) на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, включающую техническое и технологическое обновление парка сельскохозяйственной техники выдаются сроком на 10 лет. Объемы привлеченных кредитов на эти цели составят более 255млрд. рублей, при этом из федерального бюджета будет выделено 44 млрд рублей на субсидирование процентных ставок по указанным кредитам. Повышение доходов сельского населения и рост располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности обеспечивается в Государственной программе за счет расширения доступа личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к субсидированным кредитам (займам). В ресурсном обеспечении Государственной программы на эти цели из федерального бюджета предусматривается выделение за 5 лет 34,1 млрд. рублей. Впервые предусматривается государственная поддержка альтернативных форм занятости в сельской местности, включающих сельский туризм, сельскую торговлю, народные промыслы и ремесла, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовку и переработку дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья. Субсидированные кредиты и займы на несельскохозяйственную деятельность будут выдаваться сроком на 5лет. Начиная с 2009 года в 1,6 раза увеличивается государственная поддержка страхования посевных площадей сельскохозяйственных культур. С учётом федеральных средств и средств бюджета субъекта Российской Федерации сумма субсидий на уплату страховых взносов по договорам страхования составит 50 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования. Основными задачами мероприятий по регулированию рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия является увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развитие товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке. За период реализации Государственной программы долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести к 2012 году до 70 процентов. Структура и бюджетные параметры Государственной программы были одобрены трехсторонней Комиссией по рассмотрению основных показателей проекта Государственной программы, поддержаны представителями Государственной Думы и предусматривают выделение в 2008 году – 76,8 млрд. рублей, в 2009 году – 100 млрд. рублей, в 2010 году – 119,5 млрд. рублей, в 2011 году - 125,0 млрд. рублей, в 2012 году – 131,7 млрд. рублей. В целом объем ресурсов на пятилетний период выполнения Госпрограммы составляет более 550 млрд. рублей из федерального бюджета. Бюджет сельского хозяйства в 2012 году увеличится в 2 раза по сравнению с 2007 годом. Привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008-2012 годы может достигнуть 1трл. рублей. Безусловно, важное значение имеет то обстоятельство, насколько полно и организованно будут реализованы программные мероприятия. В настоящее время Минсельхозом России подготовлен и представлен в Правительство Российской Федерации Межведомственный план разработки документов по реализации Государственной программы, в котором предусмотрено формирование нормативной базы, необходимой для всестороннего обеспечения выполнения программных мероприятий: это корректировка федеральных целевых программ, согласование и утверждение ведомственных целевых программ, разработка и утверждение правил предоставления из федерального бюджета средств на поддержку сельскохозяйственного производства и развитие сельских территорий. Финансирование мероприятий Государственной программы будет осуществляться Минсельхозом России совместно с уполномоченными органами субъекта Российской Федерации на основе заключения соглашения, в котором будут предусмотрены обязательства сторон по финансированию мероприятий Государственной программы за счет средств федерального, регионального бюджетов и внебюджетных средств, а также зафиксированы целевые показатели, которые будут достигнуты регионами в результате реализации программных мероприятий. С этой целью субъектам Российской Федерации рекомендовано до 1 ноября 2007 г. разработать и представить в Минсельхоз России утвержденные региональные программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, на основе которых будут заключаться соглашения между субъектами Российской Федерации и участниками мероприятий программы - конечными получателями государственной поддержки. Распределение средств федерального бюджета будет осуществляться по методике, которая также будет учитывать показатели региональных программ с целью достижения конечных результатов. В соответствии с Законом «О развитии сельского хозяйства» установлен эффективный механизм контроля и оценки за ходом реализации Госпрограммы. Ежегодно оценка результатов реализации программы будет осуществляться экспертной комиссией. В ее состав будут входить представители отраслевых союзов и ассоциаций сельхозпроизводителей и потребителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации. На сайте Минсельхоза в открытом доступе будет содержаться информация, касающаяся содержания и осуществления программных мероприятий . Ежегодно Минсельхоз России будет готовить Национальный доклад о ходе и результатах реализации государственной программы и после его утверждения Правительством направлять в Федеральное Собрание.
Автор Кошолкина л.а.
24.04.2010
Просмотров: 1288



Поделись этой информацией с другими:




добавить на Яндекс
добавить на Яндекс